чт, 25 апр.
18:53
Ставрополь
+22 °С, ясно
Эксклюзивы

«Лучше бы я тебя не рожала»: ставропольский специалист — о детских психотравмах

10 апреля 2023, 18:41СтатьиФото: Светлана Школина / ИА «Победа26»

Психологи утверждают, что стресс, пережитый ребёнком, может сказаться на его дальнейшей жизни. О том, как справиться с последствиями и можно ли вообще уберечь малыша от психотравм, «Победа26» узнала у медицинского психолога Анастасии Чембарисовой, работающей в ставропольской психбольнице.

«Жить с ушибленной коленкой»

— Есть выражение «Все проблемы идут из детства». Это про детскую психотравму?

— Наши переживания могут выливаться в психологические и психические травмы. При психологической травме — например, умер близкий родственник, человек в общем-то может нормально жить. Но в условиях, похожих на травматическое событие, он вдруг откатывается в детство и начинает испытывать те эмоции, которые переживал в тот тяжёлый для себя момент.

Психическая травма обычно связана с ситуациями, которые выходят за пределы привычного повседневного опыта, угрожают жизни и здоровью: серьёзное ДТП, избиение, изнасилование, техногенные катастрофы, участие в боевых действиях, когда человек переживает огромный стресс.

В детстве человек чаще всего получает психологические травмы. Самые распространённые из них — травма отвержения, покинутости, униженности, предательства и экзистенциальная травма, возникающая в случае смертельной угрозы. Психотравма — это как ушибленная коленка: человек может говорить и делать что-то руками, но всё равно хромает, и это мешает ему в некоторых сферах жизни.

— Какие события могут негативно повлиять на детскую психику?

— На детскую психику влияет всё, что связано с отношениями с родителями. Самая частая травма — это пресловутая травма отвержения. Она возникает, когда о ребёнке вроде бы заботятся, кормят, обеспечивают, но при этом эмоциональной включённости от родителей нет. Когда такой ребёнок вырастает, от него нередко можно услышать фразы «Ну, меня же в детдом не отдали, и на том спасибо», «Я ходил одетый, обутый, накормленный — что ещё надо?». Это очень грустно, потому что сразу видно, что эмоциональной поддержки, какого-то отклика от взрослых человеку не хватало.

— Кто, как правило, виноват в появлении психотравм у ребенка?

— Здесь, скорее, можно говорить о комплексной вине, но никогда в этом не может быть виноват ребёнок. У него есть свой темперамент, какой-то запас своих базовых убеждений, которые только формируются: люди добрые, мир хороший, интересный и я вроде тоже. Он видит, как родители реагируют на внешние трудности — это тоже входит в его опыт. Есть друзья в песочнице, которые тоже могут что-то рассказать или показать. Например, могут не просто обидеться, а ещё и лопаткой ударить. Родители, конечно, имеют отношение к психотравмам ребёнка, но нельзя полностью перекладывать ответственность на них — всегда есть какие-то внешние обстоятельства.

Обнять и попросить прощения

— Есть какие-то методики воспитания, подходы, которые могли бы защитить ребёнка от психотравм?

— Мы всегда как-нибудь травмируем своих детей, порой непроизвольно, но мы можем помочь им с этим справиться. Если вы понимаете, что чем-то обидели ребёнка, пусть даже неспециально, то пожалейте его. В детской картине мира, если родители чем-то недовольны, значит, «я виноват, я плохой». А если вы ему покажете, что причина не в нём, обнимете, объясните ему ситуацию, скажете: «Я не хотел (а) тебя обидеть, мне очень жаль, прости меня, пожалуйста», то это не ранит его и не оставит серьёзный след на психике.

Любая психотравма переживается. Её признание приходит через принятие и осознание, когда у человека есть возможность выпустить эмоции, которые связаны с этим травматическим событием. Есть такое понятие, как посттравматический рост. Например, когда-то ребёнок у доски ответил как-то нелепо и над ним посмеялись, а он вырос и стал хорошим актёром, теперь везде выступает — так он компенсировал эту ситуацию. Он принял тот факт, что это его слабое место, и сделал так, чтобы оно стало сильным. Так травматический момент становится точкой роста.

— Может быть, есть фразы, которые лучше не говорить ребёнку, чтобы не нанести психотравму?

— Оскорбления, угрозы, сожаления, что он вообще живёт на свете, с большой вероятностью травмируют ребёнка. Конечно же, нельзя говорить фразы: «ты мне больше не сын», «я тебя ненавижу», «лучше бы я тебя не рожала». Однако если мама периодически говорит неприятные вещи своему чаду, но в соседней комнате есть бабушка, которая никогда подобного себе не позволяет, то, возможно, это не станет травмой, ребёнок с этим справится.

Не обрушить детский мир

— В каком возрасте ребёнок наиболее уязвим для психотравм?

— Чем младше ребёнок, тем уязвимее. С 7–8 лет у нас формируется критичность, и мы начинаем сами осмыслять и объяснять себе происходящее. В более раннем возрасте этот механизм ещё не созрел, мы чувствуем себя беспомощными: у нас есть определённая модель мира, и она либо рушится, либо нет.

— К чему приводят детские психотравмы? Как эти последствия проявляются во взрослой жизни, в самооценке, в отношениях с другими людьми, во взглядах и поведении?

— Приведу такой пример. В семье несколько детей, которые постоянно друг с другом жёстко конкурируют: кому взять игрушку, кто лучше ездит на велосипеде. Они могут вырасти успешными людьми, обзавестись семьями, работать на хороших работах, но когда они собираются вместе, то возникает ощущение, что это не взрослые люди, а дети, которые в песочнице делят игрушку. Детские психотравмы разрушают отношения, которые обрастают новыми обидами, хотя можно было бы классно проводить время  вместе. 

— Можно ли избавиться от психотравм или нивелировать их влияние? Как?

— Можно, если эту травму осознать, принять и пережить. Я сторонник того, что нужно сначала нужно попробовать справиться самостоятельно. Если не удалось, можно обратиться к специалисту.

Определить, что у человека есть психотравма, можно по повторяющимся травмирующим событиям. Чаще всего они проявляются в отношениях. Например, человек всегда выбирает несвободных партнёров или тех, кто начинает применять насилие, любит «эмоциональные качели». Кстати, сюда же можно отнести трудоголизм и достигаторство, связанные с желанием что-то доказать. Травмы любят воспроизводиться, в таких ситуациях нам всегда плохо так, как будто мы в них маленькие, в том же самом возрасте, когда пережили стресс.

Не наступить на родительские грабли

— Может ли человек вырасти, не получив ни одной психотравмы?

— Утопия какая-то, я такого не встречала в своей практике. Все, вероятнее всего, травмированы, но кто-то с этим справился, а кто-то не смог и транслирует детские переживания во взрослую жизнь. 

— Может ли травмированный в детстве родитель избежать ошибок своих мамы и папы и воспитать ребёнка по-другому? Или повторение сценариев неизбежно?

— Может, но это сложно. Когда пережил большой стресс и не умеешь по-другому, откаты к привычкам неизбежны. Но это не приговор. Как только поймали себя на мысли «Я же веду себя, как моя мама» — нужно подумать, как этого избежать в будущем. 

Но и в другую крайность бросаться не надо. Если мы только пляшем вокруг ребёнка, пытаясь ни в коем случае его не задеть, не травмировать, тогда избалуем и ничего хорошего из этого тоже не получится. К любви, заботе и вниманию нужно добавлять какие-то правила и обязанности, которые пусть будут неудобными и неприятными, но помогут ребёнку понять, что такое ответственность.

— Как на ребёнке может отразиться развод родителей или их пьянство?

— Пьющий родитель с огромной долей вероятности негативно повлияет на психику ребёнка. Буллинг и пьянство — это две ситуации, которые практически на 100% оставят травму.

Развод — это потенциально две счастливые семьи, поэтому ребёнку необходимо помочь это осмыслить. Если мама будет говорить: «Твой папа нас бросил, ушёл из семьи, предал, променял», то он не понимает, почему раньше папа был хороший, а сейчас нет. Но если мама скажет, что так бывает, папа всё равно твой, и он тебя любит, а если ещё и придумает какие-то плюсы в новой ситуации, вроде «Ты будешь чаще гулять с ним в парке», то маленький человек спокойно перенесёт разрыв родителей и не обзаведётся врагом в лице одного из них.  

Авторы:Алина Журавлёва