пт, 29 март
04:51
Ставрополь
+2 °С, ясно
Эксклюзивы

Транспортные войны: почему на улицах Ставрополя продолжается хаос с маршрутками

22 декабря 2022, 08:57СтатьиФото: ИА «Победа26» / «Победа26» разобралась в причинах транспортных войн в Ставрополе

С начала декабря жители Ставрополя регулярно сталкиваются с отсутствием маршруток на улицах города. Порой их приходится ждать больше 40 минут. В причинах разбиралась корреспондент «Победы26».

Зима в этом году пришла в Ставрополь как по расписанию: начался декабрь — вот вам, пожалуйста, снег. Конечно, ездить на работу или учёбу в минусовую температуру, особенно в снегопад, — занятие не из приятных. Ещё хуже, когда маршрутку надо ждать не 15–20 минут, как обычно, а целый час.

Причинами ставропольского транспортного коллапса, длящегося с начала декабря, заинтересовалась краевая прокуратура. Выяснилось, что перевозчики не выпускают на линии 40% автотранспорта. Виновато, по мнению надзорного ведомства, в сложившейся ситуации министерство дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края. «Победа26» выяснила, так ли это на самом деле. 

Монополизация рынка

Началось всё это ещё семь лет назад, в 2015 году. Тогда администрация Ставрополя в соответствии с 256 постановлением краевого правительства проводила конкурс на определение перевозчика для маршрутных сетей города. Но в то же время вступил в силу обновлённый ФЗ № 220. Тем не менее мэрия решила конкурс не отменять и довести его до конца.

Тогда только одна заявка — от Ставропольского муниципального унитарного троллейбусного предприятия (СМУТП) — была признана соответствующей требованиям и допущена к участию в конкурсе. В комитете городского хозяйства администрации Ставрополя «Победе26» сообщили, что именно по этой причине конкурс был признан несостоявшимся. Но городу грозила перспектива остаться без общественного транспорта.

«Конкурсная комиссия рекомендовала комитету заключить договоры транспортного обслуживания населения со СМУТП как с юридическим лицом»,
говорится в официальном ответе на запрос.
Небольшие ИП, занимающиеся перевозками, объявили забастовку
Фото: ИА «Победа26»

И, как позже прокомментировал сложившуюся тогда ситуацию краевой миндор, более мелкие ИП, ранее также осуществлявшие перевозки в городе, остались недовольны таким решением и начали протестовать. Администрация нашла такой выход: СМУТП заключило с этими мелкими ИП договоры простого товарищества, а мэрия выдала всем транспортным компаниям свидетельства и карты маршрутов на пять лет. Но, если по закону срок их действия должен был составлять 180 дней, то тогда их выдали аж на пять лет.

Позже именно этот момент станет спорным между перевозчиками и министерством дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края. Министерство попытается доказать, что свидетельства должны были быть выданы всего на 180 дней, т.е. на полгода, и что это было незаконно, но проиграет в суде.

При этом, как рассказал «Победе26» генеральный директор НКО «Наше право» Вячеслав Федосеев, который представлял тогда и представляет сейчас интересы ещё одного городского перевозчика ООО «СПАП 26 Регион», на самом деле администрация по закону могла выдать эти свидетельства на пять лет. Основанием этому служит статья 39 части четвёртая и пятая 220-ФЗ. Поэтому все перевозчики, которые согласились сотрудничать со СМУТП, показали администрации предыдущие договора и подтвердили тот факт, что они уже занимались перевозками и получили свидетельства и карты маршрутов.

Также он уточнил, что перевозчики не согласившиеся отдавать свои маршруты №№ 9 М,12 М,13 М,19 М, 29 М, 32 М и 55 М и обратился в краевую ФАС. Надзорщики его поддержали и обязали администрацию маршруты вернуть.

Таким образом в городе в 2015 году по факту остались СМУТП совместно с частниками и более мелкими фирмами перевозчиков, нанятыми по договору простого товарищества, и превозчики, которые осуществляли пассажирские перевозки совместно с ООО «СПАП 26 Регион». Они получили разрешения на работу до 2021 года. А более мелкие перевозчики, которые тоже раньше работали на общественных маршрутах города, но которые не прошли конкурс и которых не наняли, остались не у дел.

ФАС и суд

Такое положение дел перевозчиков не устроило, и они обратились в ФАС. Краевая антимонопольная служба выявила в действиях администрации нарушение законодательства и 19 июня 2018 года вынесла предписание, в котором говорилось, какие конкретно нарушения надо устранить.

​​В частности, мэрия должна была провести закупочные процедуры на право осуществления пассажирских перевозок по маршрутам №№ 5 М, 10, 13, 14, 46 в порядке, установленном ФЗ №44-ФЗ. Также, как рассказал Борисов, управление ФАС по Ставропольскому краю неоднократно оспаривало решение администрации выдавать свидетельства на пять лет и побуждало провести открытый конкурс, но город на это не пошёл.

Вместо этого комитет городского хозяйства вплоть до 2019 года пытался обжаловать решение ФАС. Он обращался в Арбитражный суд Ставропольского края, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа и дошёл до Верховного суда РФ. Последний 7 октября 2019 года окончательно признал решение ФАС и всех предыдущих судебных инстанций законными и заключил, что оснований для пересмотра решения нет и что решать вопрос пассажирских перевозок при помощи временных свидетельств нельзя.

А в ноябре 2020 года был принят краевой закон № 121 и полномочия по осуществлению пассажирских перевозок перешли от администрации города в ведение краевого миндора. В комитете так и не ответили на вопрос «Победы26», почему предписание ФАС не было выполнено, но сообщили, что в связи с новым краевым законом ответственное лицо сменилось. Т. е. вместо комитета городского хозяйства с этой ситуацией с 2020 года должен разбираться краевой миндор. 

Никогда такого не было — и вот опять

Казалось бы, передача полномочий министерству должна была исправить ситуацию. Но этого не произошло. Именно в 2020 году истёк срок, на который в 2015 году выбирали перевозчика и выдавали свидетельства. Надо было снова проводить конкурс и определять новых перевозчиков. Но миндор продлил все разрешения.

В ведомстве «Победе26» пояснили, что проводить новый конкурс на определение перевозчиков должна была всё-таки мэрия, но она его отложила и просто передала дела. Поэтому на основании той же статьи 39 части пятой 220-ФЗ министерством было решено имеющиеся свидетельства, в том числе на маршрутах №№ 9 М,12 М,13 М,19 М, 29 М, 32 М и 55 М, продлить. Конкурс же на определение новых перевозчиков на маршрутах города, кроме указанных семи, ведомство проведёт позже — 25 января 2022 года. 

Миндор Ставрополья продлил имеющиеся свидетельства до 2020 года
Фото: ИА «Победа26»

Но и в этот раз перевозчики останутся недовольны и начнут бойкотировать решение миндора, в частности, перестанут выходить на маршруты. Замминистра дорожного хозяйства и транспорта региона Борис Борисов объяснил эту ситуацию так. Транспортники краевой столицы много лет работали вне правового поля, и это привело к тому, что у контролирующих органов не было возможности требовать от них качественного оказания услуг.

В частности, во временных свидетельствах не были прописаны обязательства перевозчика перед городом и пассажирами, а право работать на маршруте продавалось буквально любому ИП при наличии машины через интернет-сервисы объявлений. Поэтому в маршрутках до сих пор нет терминалов оплаты, кондиционеры и другие опции для повышения комфорта людей устанавливаются исключительно по желанию перевозчиков или водителей.

Также в маршрутках нет тахографов, из-за чего водители не выходят на маршрут во время рейдов ГИБДД или при плохой погоде, опасаясь санкций. А после проведения конкурса все перевозчики, получившие разрешение на осуществление пассажирских перевозок, обязаны устранить эти нарушения и в обязательном порядке иметь работающие тахографы в своих машинах. Им дали 90 дней, чтобы привести автопарк в соответствие с требованиями закона, и в начале мая миндор начал проверять регулярность работы перевозчиков на маршрутах, наличие тахографов, терминалов оплаты и других удобств для пассажиров.

Перевозчики-нелегалы не следят за безопасностью своих маршруток
Фото: ИА «Победа26»

Ход проведения конкурса решили проверить прокуратура и ФСБ. В июне 2022 года в отношении заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства Ставрополья Бориса Борисова возбудили уголовное дело. По мнению правоохранителей, при проведении конкурса он незаконно выдал 23 свидетельства об осуществлении перевозок победителям конкурса. Проблема в том, что они якобы предоставили ложные сведения о наличии у них машин, соответствующих условиям для обслуживания муниципальных маршрутов, а замминистра их не проверил. Расследование дела ещё идёт.

А 1 апреля 2022 года миндор предпринял попытку убрать с улиц Ставрополя незаконные маршруты № 12М и 13М. Пять магистральных маршрутов № 10, 12, 13, 14 и 46 перевели на регулируемый тариф. По закону после этого их дублёры с литерой «М» должны прекратить работу. Но перевозчики на маршрутах № 12М и 13М, не согласились с этим решением и продолжили работу.

Тем временем в рамках транспортной реформы министерство на 12 и 13 маршрутах провело аукционы и на маршрут № 13 нашло нового — законного —  перевозчика. Но из-за того, что его дублёр-нелегал 13М работу не прекратил, перевозчик терпит убытки. Именно по этой причине пока не удалось найти официального перевозчика на маршрут № 12: никто не хочет работать «в минус».

В миндоре этой ситуацией недовольны, потому что на, по их мнению, неофициальных маршрутах никто не отвечает за безопасность пассажиров. Но пресечь незаконную работу дублёров сложно. Сейчас в крае действует мораторий на проверки перевозчиков и ведомство этого делать не может. Проверки проводят Ространснадзор и ГИБДД, но, по мнению миндора, все, кто работает с нарушениями, во время проверок просто снимают транспорт с линий, из-за чего их и не удаётся поймать. Снимают транспорт с линий и перевозчики, либо недовольные решениями миндора, либо не желающие работать себе в убыток из-за сложившейся ситуации.

Вторая причина заключается в том, что перевозчик на маршрутах № 12 М и 13 М стали бороться за свои рабочие места и обжаловали решение министерства об их ликвидации и его поддержал Ставропольский краевой суд. Теперь они могут работать наравне с магистральными.

В доверительной беседе один из перевозчиков Ставрополя рассказал «Победе26», что такая сложная ситуация складывается из-за того, что миндор начал наводить порядок в транспортной системе города, но не всем это нравится.

«У некоторых сотрудников надзорных органов есть свои маршрутки, которые ездят по прибыльным направлениям, например, на 12М и 13М. Поэтому остальных перевозчиков на них не пускают»,
сказал собеседник агентства.

По его словам, уголовное дело в отношении замминистра Борисова также связано с этой ситуацией.

Уличные бои

Конфликт из кабинетов перешёл на улицы. Водители, работающие на легальных перевозчиков, стали подвергаться нападениям со стороны конкурентов. Так, 12 октября в Ставрополе три человека устроили разборки с водителем автобуса № 13. Перевозчик Владимир Кузьминов, обслуживающий маршрут, уверен, что в этом замешаны конкуренты-нелегалы.

К счастью, водитель не пострадал. В разговоре с корреспондентом «Победы26» он сообщил, что медицинская помощь не понадобилась, а вот заявление в полицию он отнёс. А перевозчик рассказал, что конкуренты и до этого неоднократно использовали грязные методы в работе, угрожая и «подрезая» его водителей на дороге. Страдают же от такого поведения также жители города, потому что из-за этих действий создаются аварийные ситуации.

«Разорение» или «оптимизация»?

Но и со стороны легальных перевозчиков к миндору тоже есть вопросы. Сейчас с ними заключены договоры на обслуживание населения до 2027 года. Но в регионе разрабатывается новый план развития общественного транспорта до 2031 года. Его должны внедрить к 2025 году.

В соответствии с тем вариантом КСОТа, который выносился на общественные слушания, из 68 маршрутов в городе должен остаться 41, а количество единиц общественного транспорта должно сократиться с 1 182 до 923. Под сокращение попадут № 1М, 88, 32, 32М, 44М, 4, 38, 30М, 50, 39, 51, 9Д, 27М. В центре города планируют пустить транспорт большой вместимости, а маршрутки оставят на окраинах города. Это должно разгрузить город и сократить количество пробок.

Перевозчиков, работающих на этих маршрутах, такие перспективы не радуют. Во-первых, они снова будут работать в убыток, так как из-за работы на периферийных маршрутах сократится количество пассажиров. Во-вторых, некоторые из них готовились к покупке новых единиц транспорта, чтобы либо заменить старые машины, либо поставить в дополнение к имеющимся. Готовящийся к закупке транспорт должен был отвечать повышенным требованиям комфорта. Но сейчас перевозчики приостановили сделки, так как технику планировали покупать в лизинг, а при грядущих изменениях компенсировать её стоимость предприниматели не сумели бы.  

Недовольными новым КСОТом остались и общественники. Например, в предлагаемом плане всё равно сохранились дублирующие маршруты, повис в воздухе вопрос снижения аварийности на дорогах, в проект не включили расширение транспортных полос. 

Авторы:Дарья Куличенко